Одесская область – это место великих православных святынь.
В многочисленных храмах и монастырях сияют чудесами множество чудотворных икон, даруют исцеление святые мощи прославленных Церковью угодников Божьих.
г. Одесса
Первые страницы городской летописи свидетельствуют об особенном определении, данном этому месту. 14 сентября 1789 года в праздник Воздвиженья Креста Господня, была взята штурмом турецкая крепость Хаджибей.
В августе 1794 года состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795 году был заложен первый камень.
Эта церковь и стала основой будущего Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сооружение церкви по проекту инженера В.Вонрезанта планировалось закончить в 1797 году, но торжественное освящение церкви состоялось только 25 мая 1809 года. После освящения церкви она и получила свое окончательное название - Спасо-Преображенская. Главный престол соборной церкви был освящен в честь Преображения Господня, правый - во имя Святого Николая и левый - во имя Святого Спиридона (далее).
В 1795 году была заложена Свято-Троицкая церковь митрополитом Катеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони). Сначала это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 года состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф.Фраполли. (далее).
Первым настоятелем храма Свято-Троицкого (греческого) был протоиерей Иоанн Родесу. В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков-патриотов. Восстание, начавшееся в 1821 году привело к тому, что турецкая власть казнила вселенского Константинопольского патриарха Григория V, боясь его влияния на восставших греков. Выброшенное в море тело патриарха нашли русские моряки и привезли его в Одессу. Останки мученика патриарха были захоронены в Свято-Троицкий церкви.
Кроме того, в храме и вблизи него были похоронены греческие архиереи, которые умерли в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был похоронен благотворитель и общественный деятель, один из выдающихся членов греческого общества, почетный гражданин города Одессы Григорий Григорьевич Маразли. В 1900-1908 годах храм реконструирован под руководством архитектора А.Тодорова.
В период большевистского гонения на Церковь храм был закрыт, помещения его преобразованы в спортзал, разграбленны многочисленные захоронения.
После Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории Свято-Троицкого (греческого) храма. В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме было создано подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви. Согластно утвержденного положения, богослужения осуществлялись греческим и церковно-славянским языками, а все экзархи были гражданами Греции.
Подворье Александрийской православной церкви просуществовал до 1 апреля 1999 года, после чего было перенесено с Одессы в Москву, а Свято-Троицкой церкви возвращен статус городского храма Одесской епархии Украинской православной церкви.
В 1804 году построен Кафедральный Собор Рождества Христова по проекту Ж. Тома де Томана под руководством архитектора Д. Фраполли, как церковь при городской больнице. При большевистской власти использование храма с религиозной целью было запрещено, храм подвергся разрушению. В 1992 году руины храма были возвращены верующим.
Реконструкция Собора была начата в 1998 году. 18 мая 2008 года патриарх Украинской Православной церкви Киевского Патриархата Филарет освятил полностью возобновленный храм. В Кафедральном Соборе Рождества Христова хранится чудотворная икона Святой Марии Магдалены и много Богородичих икон.
На высоком морском побережье Большого Фонтана в 1825 году строится Свято - Успенский монастырь. Земли эти –более 50 гектаров – были подаренны епархии молдавским господарем Александром Тиетулом в 1814 году для строительства храма и маяка, который обеспечивал бы безопасность судоходства у одесских берегов.
Строительство маяка велось одновременно с церковными сооружениями. Ансамбль монастыря сложился к середине Х1Х века. Входные ворота были украшены иконописными сюжетами и завершались золотыми маковками куполов. Церкви и службы монастыря, Патриаршая резиденция, гостиница были скрыты ограждением и тенистым садом.
Успенская церковь была построена в 1869 году, по проекту Л.Ц. Отона на Преображенской между Успенской, которой она дала название, и Базарной улицами. Средства на строительство выделили купцы - братья Яков и Николай Черепенниковы, имевшие магазины поблизости, на Старом базаре. Успенская церковь была второй по величине в городе, поэтому после разрушения Преображенского собора, стала кафедральным собором.
Первый Успенский храм в г. Одессе был построен в 1814 году старообрядской общиной. Активное участие в сооружении этого храма, перестроенного из каплицы, принимал градоначальник Одессы, герцог Ришелье. В 1854 году большое и благодатное событие состоялось - в Одессу была перенесена чудотворная Касперовска икона Божьей матери, которая сейчас находится в Свято -Успенском Кафедральном соборе.
В конце 30-х годов ХХ в. собор был закрыт, как и другие храмы Одессы. Во время Великой Отечественной войны фашистской бомбой был разрушенный центральный купол и часть храмового здания. В 1942 году был восстановлен нижний храм собора. Свято - Успенский Кафедральный Собор в городе Одессе – однин из наиболее посещаемых храмов юга Украины, особенно в воскресные и праздничные дни.
В 1844 году зажглась лампада молитвы в Свято – Архангело - Михайловском женском монастыре, в котором и поныне монахини несут подвиг милосердия и помощи страждущим.
Строительство храма было начато в 1840 году благодаря усилиям генерал-губернатора Михаила Воронцова. Идея создания обители вызывала горячую поддержку всех общественных сословий, особенно высшей аристократии А. Стурдза, Г. Едлинг, отца и сына Маразли, княгини О. Демидовой и дрг. Даже сама императрица Александра Федоровна и ее сын, цесаревич Александр, наследник престола, прислали пожертвование, а спустя годы и государь Александр ІІ посетил обитель вместе со своей женой Марией Александровной. В летописи монастыря были как светлые, так и трагические страницы. Женскую обитель закрывали дважды - в 1923 и 1961 годах. Но вера не погибла в сердцах подвижников.
Большой сегодня духовный авторитет монастыря и среди горожан, и среди власти, и среди духовенства. При обители действует трапезная где кормят бедных и немощных.
В конце ХІХ века три Афонских скита – Свято-Пантелеймонивский, Свято-Ильинский и Свято-Андреевский – строят в Одессе свои подворья.
Одесский Свято - Пантелеймоновский мужской монастырь был создан на месте прежнего Подворья русского Свято-Пантелеймоновского монастыря.
Торжественное освящение величественного храма было осуществлено при большом собрании верующего люда 28 декабря 1895 года. После Октябрьского переворота в 1917 году для Пантелеймоновского подворья, как и для всей Церкви, наступила эпоха испытаний. В 1923 году храм и подворье были закрыты богоборствующей властью.
Храм снова открылся уже в годы лихолетия во время Великой Отечественной войны 15 июня 1944 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия І. В 1995 году здесь был основан мужской монастырь, 15 августа 1995 года после полстолетнего перерыва был осуществлен монашеский постриг.
Свято - Ильинский мужской монастырь - один из любимейших храмов и молитвенных мест верующих одесситов. Храм во имя Божьей Матери возведен на Афонско-Ильинском подворье, на Пушкинской улице, по Высокой милости императора Александра III. Он был основан в 1884 году как подворье российского афонского Скита Ильинского для помощи паломникам, которые следовали через Одессу на Святую Землю и на Афон. Пятиглавый храм с высокой колокольней строился из кирпича, привезенного монашеской братией монастыря Афонского из Константинополя и Крыма.
Большой купол церкви, построенной в величественном византийском стиле, утонченно расписали по образцу храму Христа Спасителя в Москве. Красивый резной иконостас составляли иконы, которые писались в Москве и на горе Афон. К хоралам вели красивые мраморные ступени. В 1922 году подворье было упразднено, сама же церковь продолжала действовать.
Одесса, еще с начала своего основания, была толерантным городом и вместе с православной, полноправно развивались и другие религиозные общины.
Так, вскоре после основания города в 1798 году началось строительство одной из первых синагог города. В 1855 году здание на углу Еврейской и Ришельевской улиц было перестроено, синагога стала большой и светлой. Ее называют Главной синагогой города. Это одно из немногих монументальных зданий Одессы, спроектированное архитектором Ф. Моранди, которое построено только из камня – ракушечника (фундамент, стены, колонны, своды). Еврейская община в молодом черноморском городе окончательно оформилась в 1809 г., когда одесские евреи пригласили из Бендер первого раввина Ицхока Рабиновича. Главная синагога была освящена 10 сентября 1859 года.
После установления Советской власти Главная синагога была закрыта одной из первых. И когда наступили новые, демократические времена 14-15 сентября 1996 г., в дни еврейского нового года, в Главной синагоге состоялась первая служба после семидесятилетнего перерыва. В октябре 1996 г. здание Главной синагоги по улице Еврейской, 25 было, наконец, возвращено иудейской религиозной общине.
28 апреля 1824 года состоялась торжественная закладка фундамента євангельсько-лютеран ской церкви во имя Святого Павла (кирхи), строительство которой было завершено в октябре 1827 года.
Это был первый большой проект знаменитого архитектора Франца Боффо (автор проектов Воронцовского дворца и Потемкинской лестницы). Здание было простой, но величественной архитектуры, в классическом стиле Церковь располагалась на самой возвышенной точке городского плато. Квартал, где сейчас находится кирха, значился на городском плане в 1828 году как Немецкая площадь.
Но через 70 лет (в 1897 г.) храм был полностью перестроен архитекторами Г.К. Шеврембрантом и Х.Я. Скведером, которым удалось сохранить средневековый немецкий стиль старого сооружения и значительно расширить его. Кирха вмещала около 2000 прихожан. И старая, и новая кирхи строились на пожертвования прихожан, оказывала денежную помощь и городская власть.
В 30-е годы ХХ ст.. органистом кирхи был Теофил Рихтер – отец выдающегося пианиста Святослава Рихтера. После войны кирха не использовалась в качестве культового сооружения и здание постепенно разрушалось. От полного уничтожения его спасли Святослав Рихтер и Давид Ойстрах, которые обратились к правительству с предложением обустроить в здание кирхи органный зал. В наши дни, усилиями немецкой общины, осуществлена реставрация этого уникального памятника архитектуры.
Евангельско-реформаторская община, которая возникла в Одессе в 1848 году, с 1857 года располагалась на Херсонской (ныне Пастера) улице угол Преображенской в глубине двора. По национальности общину составляли русские, численность которых была наибольшей, французы, швейцарцы, немцы, австрийцы, англичане и дрг.
В 1894-1896 г.г. на средства, собранные общиной, была построена небольшая, но утонченная церковь, облицованная по фасаду красным кирпичом. Проект церкви выполнен петербуржским архитектором В.А. Шретером, строительство контролировали Х.Я. Скведер и А О. Бернардацци. Проповеди читались на немецком и французском языках попеременно, церковь была рассчитана на 500 прихожан.
В советское время в этом "сказочном" здании размещался Одесский театр кукол, потом Союз театральных деятелей. В 1998 году здание передано в собственность Евангельской Реформаторской Пресвитерианской церкви.
Бесспорным украшением Гаванной улицы является Римско-католический костел святого Петра (французская церковь), построенный по проекту архитектора Вассала в 1913 году на месте дома №5. Костелу посчастливилось быть действующим во все времена.
Не только в г. Одессе, но и на территории других городов и сел области размещено большое количество храмов имеющих огромное историческое значение, являющихся памятниками градостроения и архитектуры и заслуживающих на внимание туристов.
Болградский район
Спасо-Преображенский собор сооружен в 1838 году по проекту знаменитого архитектора А.И..Мельникова, ректора Российской академии искусств и одного из авторов проекта Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Общая площадь собора составляет 1938 кв.м.
Идея сооружения собора возникла среди болгар во время основания города. Строительство собора обошлось болгарским переселенцам в 750 тыс. рублей ассигнациями. Интересен тот факт, что Российское правительство на строительство храма не выделило ни одного рубля, лишь после его завершения - император Николай І подарил кафедральному собору 12 колоколов разного звучания. Царь подарил и главный колокол на колокольню храма.
Увенчанный куполом собор, высота которого более пятидесяти метров, был задуман как высотный ориентир Болграда и его околиц. Крестообразный план строения принимает участие в композиции целого ансамбля города. Архитектурная ясность Преображенского собора, простота и целостность объемного здания, сдержанность декоративной отделки, тонкое чувство пропорций свидетельствуют о том, что его строителем был архитектор с большим талантом. Преображенский собор Болграда - одно из выдающихся творений А.И. Мельникова, дошедшее до нас в законченном и неизменном виде.
Еще одним культовым историческим сооружением в Болграде является церковь Святителя Митрофана на городском кладбище, иногда ее называют мавзолеем И.М. Изова (1768-1845) – опекуна поселенцев Бессарабии, похороненного в этом храме. Церковь построена в 1844 - 1846 гг. в форме классицистической ротонды: верхним ярусом является барабан, увенчанный купольной полусферой, а нижний ярус с западной стороны обрамляет полукруглая галерея. Поводом для строительства церкви явилось желание генерала Ивана Никитьевича Инзова, разбитого параличом, помолиться в Воронеже у мощей Святителя Митрофана. Решаясь на дальнюю дорогу, больной Инзов призвал в Одессу из Болграда руководителей старшин болгарских колоний, чтобы попрощаться с ними. Они воспользовались этим для того, чтобы выхлопотать разрешение на сооружение церкви Святителя Митрофана в Болграде. Такое разрешение они получили, но для начала строительства необходимо было еще и решение духовных властей.
Разрешение Духовной консистории на строительство церкви было получено 25 мая 1840 года. С этого момента и начался процесс строительства.
Для строительства использовались материалы, которые остались после сооружения Свято – Преображенского собора в г. Болграде.
14 июля 1840 года была заложена церковь старшим благочинным болгарских колоний, протоиереем Александром Савицким. Строительство длилось более трех лет и было завершено до конца 1843 года. До 13 марта 1844 года церковь во имя Святителя Митрофана была полностью подготовлена к освящению. В начисто выбеленной церкве установили деревянный, украшенный золотой резьбой иконостас, в котором разместили иконы в резных золоченых рамках.
И наконец, 3 апреля 1844 года церковь была освящена и начала действовать.
Спустя год, 27 мая 1845 года на 77-ом году жизни, умер в Одессе боевой генерал, государственный деятель и опекун болгарских колонистов И.Н. Инзов. Он был похоронен в соответствии с рангом, но без особенной помпезности.
Узнав о смерти своего благодетеля, старейшины всех болгарских колоний, помня о его завещании и желая "сохранить навсегда память", 1 апреля 1846 года подали прошение властям о разрешении перевезти прах покойного из г. Одессы на болградское кладбище, где для этой цели была построенная усыпальница. Под усыпальницу колонисты предложили использовать церковь Святителя Митрофана.
В настоящее время церковь Святителя Митрофана также называют мавзолеем Инзова.
г. Вилково
Свято-Николаевский храм сносился и перестраивался несколько раз. Последний – в начале ХХ в. В отличие от аскетической храмной архитектуры старообрядцев детали этого храма имеют характеристики, свойственные архитектуре рубежа ХІХ и ХХ веков. Искусное переплетение идей барокко и модерна, иконостас, созданный не без влияния большого мастера Фаберже, делают храм произведением искусства. Это будто дорогой подарок, преподнесенный Богом людям, а его возвышенная духовность подкреплена земной красотой.
Сначала первой обителью православных в Вилково была маленькая церковь Покровская из лозняка, камыша, глины и ила. Она была расположена на берегу Дуная. В 1818 году, неподалеку от запорожского кладбища был заложен каменный фундамент для новой православной церкви. На прежнем месте приблизительно в 1824 году появилась деревянная каплица...
Новую церковь открыли в 1825 году на праздник Николая Чудотворца (весеннего). Эта церковь имела колокольню и колокола. В 1867 году церковь перестраивалась. В 1882 году построили и кирпичную колокольню.
Следующий этап перестройки начался в 1899 году. Строительство велось, в основном, на средства прихожан. Люди преклонных лет рассказывали, что в ограждении, рядом с высоким тополем, был установлен столб с перекладиной, на которой висел большой колокол. В него звонили что бы собрать людей на разгрузку кирпича, который везли баркасами по Дунаю. От реки и до места строительства люди стояли цепью, передавая кирпич друг другу.
Нововозведенную церковь освятили в октябре 1902 года. Во время праздника местные купцы, во главе со старостой города подарили храму иконы, привезенные из Киева, Иерусалима, Константинополя и святынь Афонских. На некоторых иконах храма до сих пор сохранились надписи, которые подтверждают их приобретение на Афоне. Утверждают, что плащаницу храма подарил румынский король Фердинанд посетивший Вилково.
г. Белгород-Днестровский
В национальную сокровищницу государства входит немало уникальных исторических, архитектурных и культурных объектов, размещенных на территории Белгорода-Днестровского. Одним из них является Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Армянская) точная дата возведения которой не установлена. Предполагается, что турецкий султан Мехмед в 14 веке (до 1384 года) передал греческую церковь армянам города.
Упоминание о греческом происхождении нынешней армянской церкви содержится и в легенде, которая свидетельствует, что когда-то жили двое братьев-греков, которые были зажиточными людьми (купцами), и каждый из них построил по одной церкви, как монастыри, чтобы при них жили греческие монахи. Со временем одну из церквей закрыли, и греки-монахи продали ее армянам, которые переселились из Малой Азии.
Поскольку церковь с самого начала предназначалась и была монастырем для греческих монахов, то армянская община перестраивала, достраивала церковь для проведения ритуальных служб в полном объеме в более поздний период. В 1699 году был достроен алтарный блок, а в 1827 году – увеличена длина здания с западной стороны, сооружен западный портик при четырех колоннах и перестроен южный притвор, пристройка деревянного балкона церкви. В конце ХІХ – начале ХХ в.в. проведено укрепление южного большого притвора. В таком виде церковь существует и в наши дни.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы является культовым сооружением армянской диаспоры проживающей на территории Белгорода - Днестровского с 14 века, которая "напоминает времена первых христиан, когда богослужение осуществлялось в подземелье; интерьер ее носит на себе отпечаток турецкого владычества" (А. Защук).
Другим культовым объектом г. Белгород-Днестровского является Иоанно – Предтеченская церковь (Греческая), которая, вероятно, была построена в конце XIII или XIV век, что подтверждает планирование церкви, характерное для Болгарии и Молдавии XIII-XIV веков, а также создание в 1347 году православной епархии в г. Белгород - Днестровском, оживление церковной жизни и православного строительства в это время.
Обстоятельная перестройка церкви была проведена в период 1812-1855 г.г., после освобождения города Белгород - Днестровского от турецкого ига. В XV веке церковь была разрушена, а в XVI веке, во времена турецкого владычества, была восстановлена и немного увеличена в западном направлении. В начале XIX в. пристроена колокольня.
В церкви сохранилась монументальная композиционная живопись на штукатурке стен, на маршах и перекрытии над нефом, в абсидеи - "Тайная вечеря".
В 1994 году Иоанно - Предтеченская церковь была передана в собственность религиозной общины Украинской Православной церкви.
Подземная церковь Иоанна Сочавского построена над источником, на месте, где по легенде, в 1330 году татары замучили генуэзского купца Иоанна из Трапезунда отказавшегося принять мусульманство.
Большинство местных жителей уважают этого святого не только как покровителя Бессарабского края и торговли, но и как покровителя древнего города Аккерман. Данный исторический памятник построен в ХIV ст. и достроен в ХIX ст.
Долгое время приезжавшие в Белгород-Днестровский туристы не имели возможность ознакомиться с этой местной достопримечательностью, которая находится в стороне от традиционных туристических маршрутов. Источник, который носит имя святого – покровителя Бессарабии, практически всегда занимал заметное место в православной жизни края, однако в советские времена мог быть уничтожен.
Бульдозерист, которому поручили сравнять с землей "Культовое сооружение, не представляющее исторической и архитектурной ценности" (именно так оправдывали свои действия борцы с "опиумом для народа"), перед тем как засыпать источник успел прикрыть его бетонной плитой. Рисковал, конечно, однако буквально фактически приказ атеистов не выполнил. Так, скрытый от человеческого глаза источник, дожил до 90-х годов ХХ в.
С этого момента наиболее активные представители местной православной общественности постоянно добивались восстановления святыни, что было не слишком легким делом. И все-таки усилие сторонников возобновления полноценной деятельности святого источника как одного из наиболее известных религиозных объектов края принесли результат.
Торжественное открытие купальни для очистки страждучих от духовных и телесных болезней состоялось 15 июня 2005 года, в день ежегодного празднования памяти Иоанна Сочавского.
Источник снова стал много посещаемым благодаря целебным и вкусовым свойствам его воды. Сюда приезжают многочисленные паломники из близкого и дальнего зарубежья.
Проект Свято - Георгиевской церкви был разработан по заказу общины болгарской части населения города Белгород - Днестровского. В 1813 году общество Аккерманских болгар обратилось к экзарху Таврии и бессарабского губернатора Струдзе с просьбой дать разрешение на строительство в Аккермане церкви во имя святого великомученика Димитрия на средства от пожертвований. Временная церковь была открыта в перестроенном новом нежилом доме в честь святого Георгия, освящена 29 июля 1816 года и просуществовала до 25 октября 1838 года.
В 1840 году на этом же месте была построенная новая Болгарская церковь по проекту архитектора Заушкевича. Церковный двор был огражден каменным ограждением, внутри разделенный на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу находился церковный дом, а в северо-западной части - кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на кладбище перестали, а в 1949 году церковь закрыли. Полное восстановление храма силами прихожан осуществлялось с 1990 по 1995 год.
В 1962 году в церкви были обнаруженные захоронения князей Волконских. На могильной плите высечен текст: "Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская... светлейший князь Григорий Петрович Волконский... светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская...".
София Григорьевна Волконская (1785-1868) – дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семеновича Волконского, вышла замуж за дальнего родственника Петра Михайловича Волконского, получила орден святой Екатерины, в 1832 году - возведена в статсдами. Согласно собственного завещания была похоронена в Семеновке (Сеймены), а затем в городе Белгород-Днестровском.
Григорий Петрович Волконский – ее сын, был похоронен в Сейменах (1882 г.), а затем жена перезахоронила его в Белгород-Днестровском. Лидия Александровна – его жена, по собственному завещанию, похоронена рядом с мужем.
София Григорьевна и Лидия Александровна сделали наибольшие пожертвования для процветания Болгарской церкви. Лидия Александровна пожертвовала для церкви около полмиллиона рублей (2 иконы, лампаду, серебряные кресты плюс 12500 рублей наличностью). София Григорьевна подарила настоятелю церкви большой бриллиант.
г. Измаил
В центре г. Измаил величаво возвышается Свято - Покровский Собор - памятник архитектуры первой половины ХІХ ст. построен по проекту известного архитектора А.И. Мельникова на месте старой Николаевской церкви на средства прихожан и "помощи от казны", выделенной Бессарабским намесником графом М.С. Воронцовым по указанию императора Николая І.
На территории прежней крепости Измаил находится здание Свято - Николаевской церкви, основанной когда-то монахами Каракальского монастыря Афонского. К началу ХІХ в. это здание обветшало и в 1852 г. была построена новая, каменная церковь. Последняя служба в Свято-Николаевской церкви проводилась в 1946 году, а в 1947 году здания церквей на территории крепости (Свято-Николаевской, Свято-Успенской) были занесены к списку памятников архитектуры общегосударственного значения.
Свято - Успенская церковь расположена рядом со Свято - Николаевской и принадлежала она Успенскому мужскому монастырю, основанному монахами Вознесенского монастыря. Первая Свято-Успенская церковь была основана в 1643 году. Тогда она была деревянной. В последующем церковь не раз подвергалась пожарам и разрушениям. В 1841 году была построена новая кирпичная церковь, которая действовала до 1946 года. В данное время церковь принадлежит Свято-Николаевскому мужскому монастырю.
Свято - Никольска церковь (старообрядческая) была построена "некрасовцами" по указу императора Николая І от 21 июля 1831 года, "вместо перевезенной ими из-за Дуная деревянной церкви". В храме – многоярусный высокий русский иконостас с древними образами, написанными лучшими иконописцами России.
Для католической общины города, в 1825 году, с разрешения императора Александра І, было начато строительство Римо - католического костела. И уже в 1826 году был сооружен молитвенный дом, половину которого занимал священник.
|