| Сделать стартовой  ua | en | ru
Новости | Общее | Туристический потенциал | Нормативные акты | Справочные службы | Контакты | Главная
Поиск
Календарь событий
Год
Месяц
Район
Оставь свое фото и комментарий

Фото-лидер!


Опрос
Какой вид туризма вы предпочитаете ?

Культурно-позновательный
Активный
Религиозный
Экологический










Тур. выставки
Пресса
Туристические центры
Подарки и сувениры
Туристические фирмы
Законодательство
Культурно-познавательный туризм

Одесская область является территорией привлекательной по своему потенциалу для многих видов туризма. Это объясняется тем, что  земли области за последние два века многократно меняли свою политическую принадлежность, с чем связанно  многообразие этнической структуры и взаимодействия культурных традиций украинцев, россиян, болгар, румын, немцев, молдован, гагаузов, евреев и других народов.

В Одесской области, одной из самых богатых областей Украины на объекты культурного наследия, сосредоточены все виды и категории достопримечательностей, которые являются объектами региональной политики. На государственном учете и под охраной находится 4142 достопримечательности: 1016 - градостроения и архитектуры, 1682 - археологии, 1261 - истории, 180 - монументального искусства.

Туристические ресурсы культурно-познавательного значения имеющие ценность для определенного этноса сосредоточенные в г.г. Одесса,  Белгород-Днестровский, Измаил,  ряде населенных пунктов  Болградского, Арцизского,  Килийского районов и т.д.

Еще в ХІХ в., при возведении Одессы, на побережье Одесского залива были обнаруженные остатки античных поселений и их некрополя. Так, при строительных работах в районе Приморского бульвара и оперного театра были обнаруженные древнегреческие захоронения. Эти находки были описаны исследователями древностей И.А. Стемпковским, И.П. Бларамбергом, П.В. Беккером, Е.Р. Штерном. В ХХ в. некоторые из античных поселений на территории Одессы были частично откопаны. Это поселение на Приморском бульваре, остатки которого и сейчас находятся под газонами бульвара, на Жеваховий горе, в Лузановке. Всего на побережье Одесского залива было обнаружено 10 поселений, которые датируются концом VI-III в. до н.э., и 9 поселений I-III в. н.э. Эти поселения представляют большой интерес для изучения прошлого Одессы.

Археологи обнаружили наземные дома и землянки, где жили древние греки, ямы для хранения зерна, большое количество разнообразных предметов быта. Здесь было найдено много керамики, привезенной из Афин, Фасоса, Хиоса, Синопа.

Одесский археологический музейВ г. Одессе наибольшее значение среди объектов культурно-познавательного туризма имеют художественный, историко - краеведческий, археологический, литературный музеи, памятники архитектуры, истории и градостроения,  в том числе: Одесский национальный академический театр оперы и балета, Первая Одесская биржа (сегодня здесь располагается Одесский горисполком), Воронцовский дворец, пушка, снятая с английского фрегата “Тигр”, Потемкинская лестница, монумент герцогу де  Ришелье, Шахский дворец, одесский “Пассаж” и многое другое.

Наличие моноэтнических и биоэтнических поселений в районах украинского Придунавья представляют существенный этнографический и этнокультурный интерес, что создает предпосылки для развития соответствующих видов туризма.

Характерным примером сосредоточения туристских ресурсов познавательного значения и таких,  которые имеют особенную ценность для определенного этноса может служить город Болград и ряд сельских населенных пунктов Болградского, Арцизского и Измаильского районов, которые сыграли важную роль в болгарской истории и возрождении болгарской государственности. Особенную привлекательность этих мест для болгарских туристов создает сохранение здесь самобытных языковых диалектов болгарского языка и культурно-бытовых традиций, которые не сохранились на исторической родине. Здесь также находятся архитектурные памятники имеющие историко-познавательное значение для туристов. Наибольшими из них являются: Преображенский собор, мавзолей И.Н. Инзова – опекуна поселенцев Бессарабии; здание бывшей мужской гимназии (1885 г.), дом-усадьба С.Н. Молявинского (руководителя колониями переселенцев), Николаевская церковь, памятная колонна российским воинам - участникам задунайского похода  в 1828 г. и т.д.

Молдавские (румынские) села украинского Придунавья, основанные 170-250 лет назад, этнографически и лингвистически представляют интерес для туристов из Румынии и Молдовы. Привлекательным для румынских туристов в историко-познавательном значении является с. Озерное Измаильского района. Это связано с рождением и деятельностью активного политика Румынии периода Первой мировой войны  маршала О. Авереску. В Озерном можно также увидеть единственный в украинском причорноморье памятник воинам, павшим в годы Первой мировой войны.

Поселения немецких колонистов на юге Бессарабской губернии создавались после Напалеоновских войн начала Х1Х в. Многие названия того времени (позже частично замененные советской топонимией) увековечили места побед русских и союзных армий. Так появились немецкие колонии Арциз, Бородино, Березино, Тарутино и дрг. В 1940-1944 г.г.  немецкое население этих поселений было репатриировано. Но культовые, хозяйственные и общественные строения, созданные немецкими колонистами, сохранились, как неоспоримое свидетельство вклада поселенцев в хозяйственное освоение края и являются объектами познавательного туризма для туристов – потомков бессарабских немцев.

Большая часть еврейского населения территории нижнего Придунавья была уничтожена в результате политики, которую проводила оккупационная администрация Транснистрии  и королевской Румынии в 1941-1944 г.г. Свидетельством этому стал концлагерь "Бужорка" вблизи Рени, где были зверски уничтожены тысячи жителей Придунавья только из-за своего еврейского происхождения.

Вилково - город на водеЗначительный культурный и этнографический интерес представляют украинские и русские поселения нижнего Придунавья Украины. Приоритетный интерес здесь, несомненно, принадлежит г. Вилково - поселению, основанному в середине  ХVІІІ в. русскими старообрядцами-раскольниками. Другую часть первопоселенцев составили запорожские казаки, которые переселились сюда после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г., чтобы избежать закрепощения и сохранить сечевые вольности. Старообрядцев, которые поселились в дельте Дуная, сначала называли «филиповане», по имени одного из основателей здешней общины Филиппа Васильева. Со временем первый слог потерялся, и вышло «липоване». Зато церковные обряды свои староверы сохранили в неприкосновенности, такими какими они были еще до раскола русской церкви в 1654 году. Липоване и  сейчас составляют большую часть населения г. Вилково.

Несколько дальше от Дунайского устья – на 47 км. – на украинском берегу реки находится старинный город Килия. Интересными для познавательного исторического туризма являются православные храмы – Николаевская церковь ХІІ-ХVІІ в.в. и Покровский собор ХІХ в.

Крупнейший город украинского Придунавья – Измаил,  представляет, разумеется, наибольший  интерес для исторического и познавательного туризма. Это место, благодаря трем успешным штурмам крепости в 1770, 1790, 1809 г.г., вошло в военно-литературные источники как город русской воинской славы. Свидетельства героического прошлого в городе сохранились в виде диорамы «Штурм крепости Измаил в 1790 году», которая размещена в единственном строении крепости, сохранившемся со времен турецкого владычества – мечети. Другим выдающимся памятником штурма Измаила 22 декабря 1790 г. является памятник А.В. Суворову. Рядом с памятником – эффектное здание Покровского собора (1838 г.). Неподалеку от Соборной площади в старинном особняке размещен с 1947 года музей генералиссимуса А.В. Суворова.

В Ренийском районе возле с. Орловка, в 1888 году был установлен обелиск в честь переправы русской армии через Дунай в 1828 году.

Вблизи села Старая Некрасовка Измаильского района  находится необычный памятник мировой истории естествознания. Это монумент увековечивший 36-летний труд геодезистов Российской империи и Шведско-норвежского королевства, измеривших протяжность дуги меридиана 25 град. 20' восточной долготы от Северного  Ледовитого океана до берега Дуная на протяжении 2800 км.

Аккерманская крепостьДругим центром сосредоточения объектов культурно-познавательного туризма является город Белгород-Днестровский. Город основан 2,5 тис.лет назад (в VI в. до н.э.), как греческая колония Тира.

Раскопки этого поселения ведутся много десятилетий и часть находок разных лет представлена в городском краеведческом музее.

Первое жилище на месте нынешнего Белгорода-Днестровского появились еще на заре человечества. Ученым удалось установить, что где-то за три тысячелетия до нашей эры на берегах Днестровского лимана уже существовали поселения, жители которых умели изготовлять железные орудия труда, держали домашних животных, ловили рыбу. Кто они были, ответить на этот вопрос тяжело.

История города прослеживается более или менее ясно, начиная с VI века до нашей эры. Именно в эту пору в древней Греции начинается распад родового строя и формируется классовое общество. Менее состоятельные слои населения, чтобы не попасть в кабалу, покидают родину и отправляются в плавание в поисках свободных земель.

Часть их держит путь на север и пристает к берегам Днепро-Бугского и Днестровского лиманов. Вскоре здесь вырастают большие и малые города, а среди них - и Тира, от которой и начинает свою родословную Белгород-Днестровский (кстати Тирой или Тирасом древние греки называли Днестр).

Многолетние исследования археологов принесли интересные открытия, которые проливают свет на историю этого края. Более чем полвека учеными проводились раскопки древнего города на берегу лимана, вблизи крепости. Им удалось откопать и расчистить некоторые улицы, подвалы и фундаменты домов и мастерских, остатки водопровода, а также обнаружить многочисленные орудия труды, украшения, посуду, мраморные плиты с надписями, монеты. Все это и позволило открыть некоторые тайны древней Тиры, составить общее представление о ее жизни.

Античный город занимал площадь более двадцати гектаров. Центральная, укреплена его часть – акрополь – находилась как раз на месте  крепости, которая была построена в средние века. Там, где сейчас пристань, была и в древние времена гавань. Здесь бросали якоря тяжелые парусники, которые приходили из дальних краев.

Строился город обстоятельно. В фундаменты домов закладывались тщательным образом обработанные  массивные плиты. Вдоль улиц тянулись водостоки, вымощенные плитами. Жители Тиры занимались земледелием и скотоводством, ремеслами и торговлей. Они поддерживали широкий товарообмен с греческими городами.

В середине первого столетия до нашей эры Тира входит в состав Понтийского государства Митридата VI Евпатора. Но после гибели этого царя, который вступил в войну с Римом, город подвергся разбойному набегу гетов и был разграблен и разрушен.

Разорение и запустение,  последовавшее  за этим, длилось, правда, недолго. Уже в начале первого столетия нашей эры Тира поднялась из развалин, вскоре признала владычество Рима и была преобразована римлянами в форпост их владений на севере.

К третьему столетию она становится сравнительно большим городом, населенным римлянами, греками, а также выходцами из скифо-сарматов и гето-фракийских племен, и играет в экономической жизни Римской империи не последнюю роль: купцы Тиры имели даже право беспошлинной торговли.

Ведущими отраслями хозяйства по-прежнему являлись земледелие и виноградарство. Ремесленники же, в основном, изготовляли посуду, обрабатывали металл и кости, превращая их в прекрасные украшения.

В ІІІ веке Тира пала под могучими ударами готов, которые вскоре сами были вытеснены гуннами. В конце IV века нашей эры гунны занимали огромную территорию от Дона до Карпат. Возглавляемые  Атиллой, они захватили Дунайскую низменность и отсюда начали свои опустошительные походы в страны Западной Европы.

На смену гуннам приходят другие захватчики. Но все они были здесь недолго и не оставили заметных следов в истории Северного Причерноморья. Новую историю города на берегу Днестровского лимана создают поселившиеся в Днестро-Бугском Причерноморье славяне.

Они подняли город из пепла и назвали его Белгородом. Следует отметить, что и после этого разные захватчики будут пытаться переименовать город. Однако, как показала жизнь, все они не прижились. Название же Белгород прошло сквозь все последующие века.

Стратегическое положение, а также экономическое значение города хорошо понимали и ценили киевские князья. В Белгороде, как свидетельствует легенда, останавливался, чтобы пополнить дружину и запасы провианта, Олег, совершивший  в 911 году поход на Царьград.

По утверждениям некоторых историков, здесь также побывали Игорь и Святослав, которые храбро сражались с расселившимися в причерноморских степях печенегами. Среди важнейших городов древней Руси Воскресенская летопись (ХVI в.) называет и "Белгород над усть Днестра над морем".

В результате половецкого нашествия на Северное Причерноморье (около ХІ в.) огромные массивы плодородных земель были отторгнуты от древней Руси. Население захваченных кочевниками районов частично было продано в рабство, частично бежало на север, бросив давно обжитые места.

После распада Киевской Руси в ХІІІ веке, вызванного феодальной раздробленностью и татаро-монгольским нашествием, Белгород надолго утрачивает свое административное значение центра приднестровского края.

В начале ХІV века городом овладевают генуэзские купцы-мореплаватели, закрепившиеся в Крыму и ряде других мест Черноморского побережья. Однако свободолюбивые белгородцы в 1362 году изгнали генуэзцев, и Белгород был объявлен вольным городом.

Он сразу же занимает заметное место в экономической жизни края: развивает ремесла, чеканит свою монету, заключает выгодные торговые соглашения. Сюда, к берегам широкого залива, направляются суда и сухопутные караваны из многих стран.

Здесь, очевидно, следует вспомнить о знаменитой крепости, построенной приблизительно в 1438-1454 годах у самых вод Днестровского лимана, - ценнейшем историко-архитектурном памятнике, привлекающем ныне тысячи людей из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Неприступные стены, настолько толстые, что по ним проложены дороги,  разных конфигураций башни с бойницами, глубокий ров, который когда-то наполнялся водой, - такой предстает сегодня перед туристами  Белгородская (Аккерманская) крепость.

Спор между историками кто и когда возвел это уникальное сооружение пока не закончен. Некоторые утверждают, что ее построили генуэзцы, другие настаивают на версии о турецком происхождении крепости. Но наиболее достоверной является версия о строительстве крепости славянскими народами.

Тщательное изучение и анализ разных "автографов" на камнях крепости, сделанных в разное время и на разных языках, позволяют утверждать, что Белгородская крепость была возведена в период владычества молдавских господарей руками российских и украинских мастеров. Имя одного из них отображено на "башне-укрытии", где сказано, что крепость соорудил мастер Федорко "при благочестивом господаре Стефане".

О том, что крепость строилась русскими мастерами, напоминает и славянская вязь на плите, вмонтированной над главным входом, а также на четырехугольной башне малого дворца.

В пользу славянского происхождения крепости говорит и ее архитектура. Если бы крепость возводили генуэзцы или турки, это  сказалось бы на внешнем облике сооружения. Между тем, цитадель построена в византийском стиле, а общая планировка крепости напоминает планировку многих других средневековых русских крепостей. Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что в пору строительства крепости большинство населения Белгорода составляли славяне.

Белгород-Днестровская крепость раскинулась почти на четырех гектарах, а вместе с прилегающей к крепости площадью занимает более восьми гектаров. Длинна внешней крепостной стены – почти два километра, высота – до семи метров, а толщина – до пяти. Высота башен – до одиннадцати метров.

Аккерманская крепость

Внутри крепости три двора, разделенные могучими стенами. В первом – наибольшем – находились жилые дома, во втором – размещался военный гарнизон и в третьем – наименьшем – командование. Вдоль крепостной стены было двадцать шесть башен: двенадцать боевых и четырнадцать глухих, которые служили только для связи куртин. О некоторых из башен на протяжении веков сложились легенды.

Слева от главных ворот возвышается "Девичья башня". Происхождение ее названия объясняет такая легенда: у молдавского господаря Александра Доброго будто бы была дочь – принцесса Тамара. Своевольная и жестокая, она окружила себя разгульной челядью и, пользуясь отсутствием отца, который часто уходил во главе рати на битву с врагами, грабила окрестное население, разбойничала на большой дороге.

Однажды, когда Александр собрался в новый поход, Тамара попросила у него денег – якобы на строительство монастыря. Отец дал их. Со всего княжества в Белгород согнали людей. Но не дом для божьих слуг задумала сооружать дочь. Над лиманом вскоре выросла могучая крепость, в которую переселилась со своими приспешниками Тамара, объявив себя независимой царицей.

Теперь разбойничьи набеги совершались из крепости. Слух о жестокой царице – самозванке разнесся далеко за Дунай и Днестр, даже за Черное море. И вот вернулся из похода Александр Добрый. Вместо монастыря он увидел крепость, а хозяйкой этих неприступных стен оказалась его предательница дочь.

Горько плакал отец, а затем отрекся от Тамары, проклял ее и повелел заточить в темнице башни, чтобы страданиями и смертью искупала она свои грехи. Как только отцовские проклятья донеслись до крепости, дочь тут же уснула беспробудным сном. Спящую и унесли ее в башню, названную с тех пор "Девичьей".

Одну из четырех башен, которые образуют цитадель, народ назвал "башней-темницей", создав при этом волнующий  рассказ о судьбе некой красавицы-украинки  Парасковеи.

Согласно легенде злой и надменный правитель Узун-паша долго и безуспешно пытался обратить пленную девушку в магометанскую веру. Парасковея была непреклонна, она не могла изменить обычаям своего народа. Тогда Узун-паша заточил девушку в сырую и холодную темницу.

Однажды, когда паша (в который раз!) явился к Парасковее все с тем же предложением, кандалы вдруг упали с рук и ног девушки, темница внезапно отворилась, и Парасковея  легкой походкой вышла за крепостные ворота.

Узун-паша остолбенел. Опомнившись, он послал в погоню стражу. Янычары нашли Парасковею на берегу лимана. Они уже подняли было ятаганы, чтобы расправиться с беглянкой, но здесь опять свершилось чудо. Девушка растаяла  в воздухе, а на том месте где она стояла, забил родник, вокруг которого застыли преследователи, превратившись в каменных истуканов. Со временем их иссушило солнце, размыли дожди, развеял ветер.

Только ключ живой прозрачной воды и сегодня продолжает бить из-под земли. Напившись из него, человек будто бы обретает богатырскую силу, становится непобедимым. Возможно, что у легендарной Парасковеи  был реальный прототип. Известно, сколько замечательных легенд о героической борьбе с янычарами создал украинский народ, как возвеличил и увековечил он в них стойких их сыновей и дочерей.

У входа во второй двор крепости находится одна из наивысших башен – "башня-хранилище". Эта башня, в частности интересна тем, что при ее восстановлении здесь, в подземелье, были обнаруженные большие запасы проса, пороха и русская кованая пушка семнадцатого столетия.

В стенах крепости есть галереи, ведущие к лиману, а также водопроводная сеть из глиняных труб. Под крепостью обнаружены два подземных хода, по которым можно было попасть за черту города.

На своем долгом веку крепость повидала многое. Ведь причерноморские степи представляли лакомый кусок для любителей поживиться за чужой счет.  Вооруженные захватчики не раз появлялись у этих стен. И даже отняли у Белгорода на некоторое время его славянское название, переименовав его в Аккерман.

Но всегда враги получали решительный отпор: на их головы обрушивались ядра, летели камни, лилась кипящая смола. В настоящее время бастионы молчат. Широко раскрыты ворота, и шумная толпа туристов растекается по трем дворам крепости...




©Управління культури і туризму Одеської обласної державної адміністрації, 2008 р., 2009 р.
Всі права застережено.
Використання матеріалів сайту touregion.od.ua дозволяється за умови посилання (для інтернет-ресурсів-гіперпосилання) на touregion.od.ua